http://www.inosmi.ru/usa/20120320/188683452.html
Человек, заботящийся только о деньгах, пренебрегает всем остальным, что необходимо для самоуважения. Пренебрегая другими аспектами своей человечности, мы разрушаем нашу целостность, а без целостности нет силы. Когда человек готов ради денег пойти на все, он предполагает, что и остальные ведут себя так же, а это разрушает доверие и делает невозможным достижение солидарности, которая необходима, чтобы иметь возможность успешно бросать вызов незаконной власти.
Особенно вредоносен деньгоцентризм, когда он атакует общественные силы, потенциально способные служить делу освобождения. О том, как духовные революции (подобные тем, которые начинали Иисус и другие бунтари) в итоге порождают организованную религию, которая подпадает под власть денег и начинает использоваться элитой в качестве «опиума для народа», написано немало. Элита, проникая в религиозные иерархии, коммерциализирует духовность – мощный фактор, способный угрожать правящему слою, - и лишает ее сил.
Однако духовность – не единственная потенциально бунтарская сила, которую уничтожает деньгоцентризм. Коммерциализация любой мощной идеи, любого верования, любой эмоции умерщвляет их мощь. Даже бунт протестной фолк-музыки и рок-н-ролла коммерциализировался и лишился религии настоящего бунта.
В 1998 году Боб Дилан и его сын Джейкоб получили 1 миллион долларов за то, что выступили для 15 000 сотрудников занимающейся полупроводниками компании Applied Materials из Кремниевой долины - и в биографии Боба Дилана это не единственное «корпоративное выступление». Когда вы в следующий раз услышите его «В дуновении ветра» («Blowin’ in the Wind»), будет ли оно по-прежнему звучать для вас вдохновляюще? Многие рок-н-ролл уже долгое время эксплуатируют и коммерциализируют идею бунта. Поэтому не стоит удивляться, что Rolling Stones тоже играют на корпоративах и, например, десяток лет назад получили 2 миллиона долларов за то, что развлекали сотрудников Pepsi на Гавайях.
Столь же широко распространенно и другое явление, не менее пагубное для революционной энергии, – использование песен предполагаемых бунтарей в рекламе, которое заставляет слушателей ассоциировать бунтарские порывы с потребительскими продуктами. «Времена меняются» («Times They Are a-Changin») Дилана используют бухгалтерская фирма Coopers & Lybrand и Bank of Montreal, а «Заведи меня» («Start Me Up») Rolling Stones - компания Microsoft. Разумеется, с моей стороны несправедливо выделять только Дилана и Rolling Stones, но приводить полный список было бы слишком грустно.
Чтобы победить элиту, нужна энергия. Бунт сам по себе – мощная идея, но когда бунт используется только для того, чтобы привлекать аудиторию ради финансовой выгоды, мощь этой идеи ослабляется. Поэтому, когда энергия бунта коммерциализируется, она исчезает - и не важно, идет ли речь о духовности, протестной фолк-музыке, или рок-н-ролле.
Духовность, музыка, театр, кино и различные искусства могут быть революционными силами, но коммерциализация омертвила их, ослабив их способность порождать революционную энергию. Сейчас в «опиум для народа» превратилось почти все — а не только организованная религия.
Чтобы выжить в радикально капиталистическом обществе, которое поклоняется, по выражению Томаса Франка (Thomas Frank), «единому рынку под Богом», все мы вынуждены в определенной степени быть деньгоцентричными. Стыдиться здесь нечего. Однако так как деньги неживые, то и мы сами становимся мертвыми и неспособными сопротивляться несправедливости ровно в той мере, в какой нами овладевает радикальный деньгоцентризм, заставляющий все наши мысли вращаться вокруг денег.
Брюс Левин – клинический психолог, автор книги «Пробудись и встань: объединить друзей народа, вернуть силы потерпевшим поражение, и сразиться с корпоративной элитой» («Get Up, Stand Up: Uniting Populists, Energizing the Defeated, and Battling the Corporate Elite») (Chelsea Green, 2011).
Человек, заботящийся только о деньгах, пренебрегает всем остальным, что необходимо для самоуважения. Пренебрегая другими аспектами своей человечности, мы разрушаем нашу целостность, а без целостности нет силы. Когда человек готов ради денег пойти на все, он предполагает, что и остальные ведут себя так же, а это разрушает доверие и делает невозможным достижение солидарности, которая необходима, чтобы иметь возможность успешно бросать вызов незаконной власти.
Особенно вредоносен деньгоцентризм, когда он атакует общественные силы, потенциально способные служить делу освобождения. О том, как духовные революции (подобные тем, которые начинали Иисус и другие бунтари) в итоге порождают организованную религию, которая подпадает под власть денег и начинает использоваться элитой в качестве «опиума для народа», написано немало. Элита, проникая в религиозные иерархии, коммерциализирует духовность – мощный фактор, способный угрожать правящему слою, - и лишает ее сил.
Однако духовность – не единственная потенциально бунтарская сила, которую уничтожает деньгоцентризм. Коммерциализация любой мощной идеи, любого верования, любой эмоции умерщвляет их мощь. Даже бунт протестной фолк-музыки и рок-н-ролла коммерциализировался и лишился религии настоящего бунта.
В 1998 году Боб Дилан и его сын Джейкоб получили 1 миллион долларов за то, что выступили для 15 000 сотрудников занимающейся полупроводниками компании Applied Materials из Кремниевой долины - и в биографии Боба Дилана это не единственное «корпоративное выступление». Когда вы в следующий раз услышите его «В дуновении ветра» («Blowin’ in the Wind»), будет ли оно по-прежнему звучать для вас вдохновляюще? Многие рок-н-ролл уже долгое время эксплуатируют и коммерциализируют идею бунта. Поэтому не стоит удивляться, что Rolling Stones тоже играют на корпоративах и, например, десяток лет назад получили 2 миллиона долларов за то, что развлекали сотрудников Pepsi на Гавайях.
Столь же широко распространенно и другое явление, не менее пагубное для революционной энергии, – использование песен предполагаемых бунтарей в рекламе, которое заставляет слушателей ассоциировать бунтарские порывы с потребительскими продуктами. «Времена меняются» («Times They Are a-Changin») Дилана используют бухгалтерская фирма Coopers & Lybrand и Bank of Montreal, а «Заведи меня» («Start Me Up») Rolling Stones - компания Microsoft. Разумеется, с моей стороны несправедливо выделять только Дилана и Rolling Stones, но приводить полный список было бы слишком грустно.
Чтобы победить элиту, нужна энергия. Бунт сам по себе – мощная идея, но когда бунт используется только для того, чтобы привлекать аудиторию ради финансовой выгоды, мощь этой идеи ослабляется. Поэтому, когда энергия бунта коммерциализируется, она исчезает - и не важно, идет ли речь о духовности, протестной фолк-музыке, или рок-н-ролле.
Духовность, музыка, театр, кино и различные искусства могут быть революционными силами, но коммерциализация омертвила их, ослабив их способность порождать революционную энергию. Сейчас в «опиум для народа» превратилось почти все — а не только организованная религия.
Чтобы выжить в радикально капиталистическом обществе, которое поклоняется, по выражению Томаса Франка (Thomas Frank), «единому рынку под Богом», все мы вынуждены в определенной степени быть деньгоцентричными. Стыдиться здесь нечего. Однако так как деньги неживые, то и мы сами становимся мертвыми и неспособными сопротивляться несправедливости ровно в той мере, в какой нами овладевает радикальный деньгоцентризм, заставляющий все наши мысли вращаться вокруг денег.
Брюс Левин – клинический психолог, автор книги «Пробудись и встань: объединить друзей народа, вернуть силы потерпевшим поражение, и сразиться с корпоративной элитой» («Get Up, Stand Up: Uniting Populists, Energizing the Defeated, and Battling the Corporate Elite») (Chelsea Green, 2011).
Комментариев нет:
Отправить комментарий