Опоры сердца
1
Когда у человека
пробуждается сердце, ему кажется, что он одинок в этом своем раскрытии. И
наоборот, человек начинает отдаляться от своего окружения, потому что ему
хочется услышать свое сердце. Значит, пришло время для осознания и
раскрытия какой-то невыразимой своей истины. И пора побыть наедине с
самим собой, чтобы найти выражение и место для нее.
И вот, когда твое
собственное сердце заговорило в тебе, то это, как гром среди ясного неба! Вроде
бы нет вокруг туч и молний, но внутри твои собственные небеса вспыхивают и
громыхают, а земля твоя рушится и содрогается от восхитительной простоты – есть
иной мир внутри тебя! Он ощущается как дом, как что-то очень родное, но
забытое. Этот мир всегда был с тобой, но теперь ты как будто снова о нем вспоминаешь.
А для кого-то момент
истины как шепот. И мысль сердца настолько тихая и тонкая, что приходится
искать уединения, чтобы расслышать ее лучше. И даже может быть искать способ,
чтобы усилить ее и понять самого себя. Или, может статься, что истина твоего
нового «я» раскрывается такой пронзительной пустотой и болью, что отныне ничто
не способно заглушить ее?..
Это еще не значит, что
человек вошел в противоречие и разлад с обществом, с самим собой, что он болен,
и его пора лечить. И хотя это странно, что он замкнулся в себе и захотел жить
иначе, чем все остальные, но, наверняка, это произошло с ним не вдруг, и на это
у него есть свои причины и основания.
Это как в первые годы
жизни, у маленького человечка (допустим, Адама) появляется естественное,
природное «я», и теперь он, глядя в зеркало на свое отражение, не говорит о нем,
повторяя за мамой: «Это Адамчик», – а говорит про себя по-новому. Вот так: «Это
я!» И так хочется ему продемонстрировать всем именно это потрясающее свое
открытие! И мама рада, и все поддерживают его. Так же и теперь твое новое «я»
требует своего имени, осознания и развития, только на новом уровне, более
глубоком и зрелом.
В этот момент очень
редко кто из окружения может понять такого человека, поэтому никто не может и
помочь ему, поддержать. Может быть осознание того зла, которое человек причинил
кому-то из-за своей глухоты и черствости, причиняет теперь и ему самому такую
боль, что он никому не хотел бы признаться в этом? И только его собственное
сердце может подсказать, как жить с этой болью дальше. И только сердце говорит
с ним откровенно, а может быть ведет его еще дальше, – к причине всех его бед?
Ведь каждый, так или иначе, считает себя правым, потому что следует своим
убеждениям, воспитанию, особым желаниям и чувствам, которые завладели им всецело…
Например, так же как
сейчас, владеет тобой твоя мечта или вдохновение, страсть или зависть. И ведут
тебя они – твои желания, – а не родители, или учитель в классе, или друзья… Ты
вдруг стал яснее видеть причины нехороших событий и прочих людских несчастий
вокруг. Наверно, потому что никто не лучше и не хуже тебя, но все мы, люди,
находимся под властью своих желаний. И совершенно не задумываемся даже на
секунду, чтобы выйти из-под этой власти! Ну, разве что иногда захочется бросить
курить…
И не стоит искать искры
пробуждения в этом мире, когда, кажется, вся причина в том, что тебя не
устраивает то положение вещей, в котором ты оказался, и надо приступить к
исправлению людей, нашего мира и его создателей, начав борьбу с ними со всеми?
Ведь не только тебя не устраивают те законы общества, по которым мы все
вынуждены жить. Может быть, подобные мысли послужили отправной точной для
пробуждения твоей совести. Но вряд ли они на самом деле пробудили твою душу. И
вряд ли ты пробудился для борьбы с неправильным порядком вещей, ведь что ты
можешь с ним сделать один, что изменить?
Стать политиком или
духовным лидером? Увлечь за собой массы, чтобы устроить революцию в стране или
в сознании? Но так было уже много раз за историю. И ты видишь, что ни самих
лидеров, ни в народе ничего не изменилось: как жили все в разделении и
ненависти, так живем и поныне. И, по-видимому, не стоит искать в этом мире место
для рождения души или основу для оживления сердца. Но стоит, выслушав себя,
искать иную причину для зрелости и идти своим тайным путем.
Теперь ты как будто
поднялся над собой прежним, и можешь ясно увидеть себя самого, таким как есть.
Настолько, что, в конце концов, можешь видеть причину всего зла, происходящего
в мире. И это – власть эгоизма над нашей душой. В конце концов, в мире царит
глухота и черствость друг к другу только от непробужденного, неразвитого еще
сердца. И оно отличается от того сердца, которое умеет слышать. То глухое
сердце побеждало тебя самого и других все время, заглушало единство душ,
заточив каждую из них в рабство, заставляло именно душу замолчать, заснуть до
времени…. И только с новым сердцем ты ощущаешь свободу.
Поэтому установили
эгоисты для себя такие правила и законы, из которых следует, что неистребима и
важна для людей якобы естественная потребность бороться за место под солнцем,
конкурировать с окружением, побеждать и добиваться благ за счет других, а также
приспосабливаться к этим правилам и законам. В этом они видят смысл своего
существования. “И надо быть сильным, чтобы показать себя всем. Надо
преодолевать трудности, связанные с этими правилами и законами, которые
обязательно должны выпасть на долю каждого, помимо тех, что уже существуют в
этом жестоком и диком мире сами по себе. А сейчас наступили такие времена, что
нужно быть еще жестче, иначе не выжить!” – так говорят эгоисты, и сами себе и
всему миру копают яму.
Однако новое видение
обязывает искать причину эгоизма не вовне, а внутри себя. И как раз наоборот,
именно альтруистическое желание требует гармонии не за счет энергии других
людей. Но за счет своих усилий, своих источников. Все это означает, что человек
уже созрел для того, чтобы начать создавать вокруг себя гармоничный мир.
Ведь мы сейчас говорим
не о том, как в изоляции от общества взрастить в себе еще больше ненависти и
оснований для злобы, еще больше жестокости против всех и вся. Не о насилии над
другими говорят альтруисты, а о работе над собой, об изменении себя в подобие
тому миру, о котором шепчет мудрое, чуткое и живое сердце. Но пока это его желание не поддерживается никем, оно
не может быть реализовано, поэтому нет в человеке и покоя. И истина твоя болит
и зияет пустотой. Одно неразрывно связано с другим, иначе грош – цена твоему
душевному равновесию.
Человек захотел быть сильным
и мудрым не для того, чтобы завладеть миром или прославиться, или стать
просветленным вдали от всех. Но всем своим сердцем он хочет видеть силу и
мудрость в окружающих его людях. То есть его желание – жить в духовно развитом
обществе. И самое интересное то, что именно это самое, пока еще явно не
существующее, духовное или святое общество и является причиной возникновения в
человеке такого желания, которое без сомнения можно назвать потребностью
высшего порядка.
И тогда человек должен
стараться, чтобы у него всегда были «опоры в сердце». А «опоры» – это питающие
силы, то есть любовь, и вдохновение, и подъем духа, и бодрость и т.п. Но всё
это он должен брать из какого-то источника, который не иссякал бы никогда. Что
же это за источник?
Этот источник и есть
душа, то есть тот же самый человеческий мир, но только с лучшей его стороны,
мир по-настоящему мудрый, духовный, находящийся в нашем едином общем сердце.
Этот высший мир как будто светит нам из своего будущего. Там уже есть и хорошие
примеры поведения, и инструкции для подъема по ступеням духовной лестницы, и
положительный опыт, и уверенность в том, что от тебя зависит всё! И не зависит
ничего – одновременно, потому что здесь царствует только закон единства всего.
Об этом даже написано много книг, как оказалось, и человек начинает их
обнаруживать тут и там. Душа или пустота в сердце человека, как магнит,
начинает притягивать к себе новое, подходящее, духовное окружение.
То есть должно быть у
человека не эгоистическое окружение, к которому у него в сердце есть самое
трепетное уважение. И оно важно ему не только по причине выгоды для себя
самого, но и благодаря примеру, исходящему от этих душ, от этих желаний, от
духа этих людей. И еще потому, что именно они оказались рядом в нужный момент.
И теперь среди них он хотел бы жить и учиться у них, и находиться здесь всегда
как равный, – так же как они, помогать другим не бояться ни жизни, ни смерти, а
проснуться и быть вместе со всеми в непрерывном сопереживании и позитивном
преображении.
А пока он лишь слышит об
их существовании сердцем и может лишь вдыхать их дух, подражать ему, ведь они
составляют одну с ним Душу, в которой хорошо не только ему самому, но и всем
хорошо. И он дорожит Ею по-настоящему, потому что готов снова и снова многим
жертвовать ради Нее: временем, идеями, душевными и физическими силами. Другими
словами, сама Душа и должна давать ему такие примеры.
Но если человек живет и
не видит ничего подобного, то он и не входит в понимание «опор сердца», то есть
опор высшего порядка. И нет их у него, и «витает его дух над бездной» и ищет
опоры, но не находит, и нет света в душе его...
Но когда учится строить
опоры вместе с духовным окружением, то находит и сами опоры. Потому что имеется
в виду свет души, который уже светит человеку из его хорошего окружения, то
есть из его духовного будущего. И этот свет облачается в добрые дела и примеры,
которые человек делает сам или видит собственными глазами, и чувствует сердцем
их присутствие в этом мире. Иначе говоря, этот свет возвращает Душу Человека к Её
Источнику.
Продолжение следует... https://proza.ru/2021/10/10/1448
P-S: Написано на основе статьи Бааль Сулама "Что такое опоры в Торе в духовной работе" ("Шамати", 6)
Комментариев нет:
Отправить комментарий